строительство:

1. На всей земле был один язык и одно наречие (более корректный перевод: На всей земле был один язык и слова немногие).

На всей земле был один язык и одно наречие: В Быт. 10:5,20,32 говорится, что народы разделились в т.ч. и по наречиям сразу после потопа, ещё до строительства башни.

В иврите есть два слова обозначающие «язык»: лашон, означающее «язык во рту» и сафа, означающее также «губы». В 10-й главе используется слово лашон, а в 11-ой главе сафа.

Лашон — «язык для внутреннего использования» — система понятий действительности, и он нужен для формулировки моделей окружающего мира, на которых основано функционирование общества. Такой внутренний язык был особым у каждого народа. Кроме них был единый «внешний коммуникационный язык» сафа, с помощью которого народы общались между собой. Именно этот «внешний» язык распадается после попытки строительства башни.

и слова немногие: Само по себе существование «внешнего» общего языка в дополнении к самобытным языкам — совсем не плохо. Плоха его бедность: в нем есть слова немногие. Можно сказать, что это был «командный язык», который мог служить только языком управления.

2. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.

3. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

Тут мы видим настоящую технологическую революцию: переход от разрозненных камней к кирпичам, их обжиг и использование нового связующего раствора обеспечивают резкое улучшение качества строительства и улучшения жизни людей.

4-5 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли (более корректный перевод: И сказали они: давайте построим себе город и башню главою до неба, и сделаем себе имя, чтобы не рассеялись по лицу всей земли)

Вероятно, что на самом деле строители не хотели достигнуть неба в буквальном смысле — это только характеристика проекта. Цель указывается иная — не опустить разделения человечества. После отхода Ассирии (10:11) Нимрод хочет укрепить своё царство. Для этого ему нужно создать объединяющую идею. Такой идеей становиться строительство огромного города и башни — это должно стать общим проектом, вовлечь каждого и удерживать народы вместе.

башню главою до неба: цель должна быть великой, и при этом недостижимой (как строительство коммунизма в СССР или Третьего рейха в Германии). Пленить людей великой целью гораздо проще, чем принуждать их к чему-то или убежать их в чем-то.

разрушение:

5. И сошёл Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

Это «схождение» может пониматься и как «Божественный суд», но и как «Божественное откровение», подобно словам «И сошёл Господь на гору Синай» (Исх.19:20). На понимание сошествия Бога, как милость (откровения) указывает использование в этом отрывке Божественного Имени Тетраграмматон, традиционно говорящего о милости, а не Имени Элохим, связанного со строгостью и судом.

6-8. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдём же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.

И сказал Господь: вот, один народ: Ранее мы говорили о том, что разделение народов произошло после потома и до строительства башни. В данном отрывке употребляется не слово гой, народ в этнически-родовом смысле, а слово ам, народ в политически-государственном смысле. Человечество, на данном этапе, уже представляет множество этносов, но политически все они объеденины в Вавилонское царство.

и один у всех язык; и вот что начали они делать: имея общий канал коммуникаций люди начали использовать его неправильно

и не отстанут они от того, что задумали делать: вероятно речь идёт не о том, что люди достроят башню, а о том, что они смогут добиться основной цели «не рассеиваться по лицу всей земли». Такое единство может полностью блокировать продвижение и развитие общества. Для развития народы должны конкурировать, а не осуществлять один общий проект. Именно поэтому Бог лишает их общего языка и разводит народы в разные стороны.

смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого: возможно, что технически общий язык не пропал и люди продолжали понимать слова, однако они уже не могли прийти к взаимопониманию.

9. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

Это рассеяние было позитивным, оно заложило основу дальнейшего развития и прогресса человечества.